Оценочность в молодежном эпистолярии


(Тезисы доклада)

Одной из самых распространенных форм письменного общения является письмо – особый жанр речи, который используется с целью сообщения адресату какой-то информации и поддержания с ним контакта. Предметом нашего исследования являются дружеские письма молодых людей, представителей студенчества начала XXI века.

Дружеские письма, являясь частным неофициальным средством общения, характеризуются, с одной стороны, такими общими чертами эпистолярного жанра, как диалоговость, то есть присутствие не только автора-адресанта, но и направленность на собеседника-читателя-адресата; специфическая структура, включающая в себя зачин, который выполняет контактоустанавливающую функцию, информационную часть, выполняющую функцию воздействия (прагматическую), и заключительную часть. С другой стороны, дружеские письма характеризуются разнообразием тем повествования, содержательной свободой, многофункциональностью, экспрессивностью и т.д.

Интересен этот речевой жанр, в первую очередь, с точки зрения выражения в нем оценки различных фактов действительности, описываемых в посланиях. Оценкой принято считать «отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали». (Советский энциклопедический словарь. - М., 1980 год. - С. 964)

Именно языковая оценочность, языковая рефлексия является важной частью культурного самосознания личности говорящего (языковой личности), поскольку характеризует ее психологические черты, философско-мировоззренческие установки, социально-культурные позиции. Предметом оценки в анализируемых письменных дружеских посланиях является обычно погода, учеба, другие занятия, жизнь в целом, друзья, знакомые, окружающие.

С этой целью используется небогатый арсенал средств, предназначенных для этого русским языком. Чаще всего используются лексические средства: слова оценочной семантики (хорошее, красиво, красота, радуюсь, проблемный (год)); метафоры (ковер из листьев, погода обманчива), жаргонизмы (беспонтово, убойная, прикольно), вульгарно-бранные слова (твари, туфта), ненормативная лексика. Все это является свидетельством невысокого уровня речевого этикета адресанта и, очевидно, адресата.

Используются также фразеологические средства (потягивая чай, парюсь дома), словообразовательные (морозец, солнышко, березка, зелененькая, братан, олененок, Колян), морфологические (чаще усилительные частицы: одна слякоть кругом), синтаксические: инверсия, эллипсис, односоставные предложения (Невозможно жить в таких условиях! Надоело собаку мыть. На улице свежо.), парцелляция (И вдруг я задумалась. Глубоко и серьезно.), восклицательные конструкции (Как всем холодно! Это начинает доставать!).

Оценочны в письменных посланиях и обращения: друган, братан, братишка, чувак, мой дорогой друг, дорогая подруга, моя любимая сестренка, милая Оля, моя анакондочка, Ленчик, и другие. Исследуемые материалы представляют интерес и с точки зрения гендерной теории. Явна тенеденция употребления слов с суффиксами позитивно-оценочной семантики, наречия со значением оценки меры и степени «очень» в женских посланиях. В подавляющем большинстве текстов девушек присутствует положительная оценка времени года, погоды, состояния природы. В мужских же текстах значительное место занимает пейоративная, жаргонная и ненормативная лексика и фразеология.

Оценочность – заложенная в дружеских письмах положительная или отрицательная характеристика явлений действительности – делает очевидными нравственно-культурный уровень, систему ценностей личности, её жизненные установки.

Надежда Ивановна Рябкова




Hosted by uCoz