Экспрессивные модификации предложений

     Одним из феноменальных свойств языка является способность 
выражать многообразие эмоциональных и оценочных отношений автора речи  к тому, 
о чем он говорит. Говорящий может отнестись  к высказываемому беспристрастно, 
нейтрально  или, наоборот, выразить свои эмоции: радость, восторг, огорчение, гнев, 
удивление, сожаление, иронию и т.д. 
     В состав парадигмы предложения, таким образом, кроме структур, выражающих 
нейтральное отношение говорящего к сообщаемому, входят его экспрессивные 
модификации.
     Экспрессивность высказывания создается с помощью ряда средств, среди которых 
экспрессивно-оценочные частицы, междометия, вводные слова, инверсия, интонация.
     Дополнительный смысл, экспрессивность предложения создаются введением в него 
экспрессивно-оценочных частиц ну и, же, так и, что за, вот так, ох и, эх и, уж и, 
какой, как, хоть: Ну и ветер! Вот так метель! Что за пурга! Вот так ливень! Ох и буран!
     В выражении разнообразных эмоциональных реакций участвуют междометия (часто 
в сочетании с частицами): Эх, ненастье опять! Ух, ветер какой! Батюшки, темень-то! 
Фу, какая грязь! 
     Различные эмоциональные оценки  могут выражаться с помощью вводных слов 
и конструкций: На счастье, скоро рассвет. К сожалению, на улице дождь. Дождь, 
к радости, кончился. Как нарочно, метель с утра. В доме, увы, темно и сыро. Ветер, 
неровен час, поднимется. Странное дело, дождь перестал. 
     Кроме эмоционального отношения, в этих высказываниях присутствует 
и субъективная оценка состояния со стороны говорящего: а) согласие 
или несогласие, принятие или неприятие: Темень так темень, ничего 
не поделаешь. Ну, пурга, что тут поделаешь; б) положительная или отрицательная 
оценка, удовлетворение, предпочтение, порицание, осуждение: Ну, ветер, 
ну, буран! Вот тебе и тишина!  в) опасение:  Ну как вьюга поднимется? 
Что если метель?  г) сомнение, неуверенность, неясность, неопределенность, 
удивление:  Не дождь ли? Туман что ли? Будто ветер на дворе? д) стремление 
выделить состояние, усилить значимость, сосредоточить внимание: Представляешь, 
Сереженька, уже светает. За окном, значит, дождь?  е) представление состояния 
как подлинного, соответствующего или не соответствующего ожиданию:  Вот это 
дождь так дождь! Вот метель так метель! 
     Экспрессивность предложения выражается с помощью так называемого 
субъективного порядка слов. В предложении, отражающем те или иные эмоции
говорящего, наблюдается эмоциональный, инвертированный порядок слов - 
инверсия-препозиция предикативного компонента, несущего информативную 
нагрузку:  Свет в пещере.  (Ср.:  В пещере свет… (Пушкин)). Только туман 
вокруг меня. (Ср.: Я чувствую…, что вокруг меня только туман, обрывы…(Бунин)).
Порядок слов при этом выполняет эмфатическую функцию: на первое место 
выносится то, что эмоционально оказывается более важным (рема). В результате  
перестановки темы  и ремы интонационный центр предложения сдвигается со своего 
конечного места на начало предложения: Темень на дворе! Метель с утра. 
     Экспрессивность создают и модальные реализации различных типов интонационных 
конструкций (ИК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, ИК-7): а) высокий уровень 
восходяще-нисходящего движения тона на гласном центра (в ИК-2) выражает 
возражение, несогласие:  На дворе темень! Рассвет ведь уже. Но на улице метель! 
 б) нисходяще-восходяще-нисходящее движение тона на гласном центра 
и постцентровой части (в ИК-3) выражает различные оттенки удивления: На улице 
еще дождь? В доме холодно? Уже рассвет? в) глубокое понижение тона 
на гласном центра и высокий уровень тона на постцентровой части (в ИК-4) выражает 
неудовольствие, вызов: Ненастье опять! На улице слякоть! г) наличие двух 
центров (в ИК-5): на гласном первого центра восходящее движение тона, на гласном 
второго - нисходящее; уровень тона между центрами выше предцентра и центра - 
передает иронию при отрицании:  Какой это дождь? Какая здесь может быть 
сырость? д) восходящее движение тона на гласном центра выше предцентра, 
а уровень тона постцентровой части ниже центра, при этом в конце гласного центра 
смычка голосовых связок (в ИК-7) выражает пренебрежение или добродушную 
снисходительность:  Хороший дождь! Тишина! Какая там метель! 




Поэзия земли ЮгорскойСергей Сметанин - автор сервера Стихи.ру Сергей Сметанин - автор сервера Проза.ру




Hosted by uCoz