Экспрессивные модификации предложений
Одним из феноменальных свойств языка является способность выражать многообразие эмоциональных и оценочных отношений автора речи к тому, о чем он говорит. Говорящий может отнестись к высказываемому беспристрастно, нейтрально или, наоборот, выразить свои эмоции: радость, восторг, огорчение, гнев, удивление, сожаление, иронию и т.д. В состав парадигмы предложения, таким образом, кроме структур, выражающих нейтральное отношение говорящего к сообщаемому, входят его экспрессивные модификации. Экспрессивность высказывания создается с помощью ряда средств, среди которых экспрессивно-оценочные частицы, междометия, вводные слова, инверсия, интонация. Дополнительный смысл, экспрессивность предложения создаются введением в него экспрессивно-оценочных частиц ну и, же, так и, что за, вот так, ох и, эх и, уж и, какой, как, хоть: Ну и ветер! Вот так метель! Что за пурга! Вот так ливень! Ох и буран! В выражении разнообразных эмоциональных реакций участвуют междометия (часто в сочетании с частицами): Эх, ненастье опять! Ух, ветер какой! Батюшки, темень-то! Фу, какая грязь! Различные эмоциональные оценки могут выражаться с помощью вводных слов и конструкций: На счастье, скоро рассвет. К сожалению, на улице дождь. Дождь, к радости, кончился. Как нарочно, метель с утра. В доме, увы, темно и сыро. Ветер, неровен час, поднимется. Странное дело, дождь перестал. Кроме эмоционального отношения, в этих высказываниях присутствует и субъективная оценка состояния со стороны говорящего: а) согласие или несогласие, принятие или неприятие: Темень так темень, ничего не поделаешь. Ну, пурга, что тут поделаешь; б) положительная или отрицательная оценка, удовлетворение, предпочтение, порицание, осуждение: Ну, ветер, ну, буран! Вот тебе и тишина! в) опасение: Ну как вьюга поднимется? Что если метель? г) сомнение, неуверенность, неясность, неопределенность, удивление: Не дождь ли? Туман что ли? Будто ветер на дворе? д) стремление выделить состояние, усилить значимость, сосредоточить внимание: Представляешь, Сереженька, уже светает. За окном, значит, дождь? е) представление состояния как подлинного, соответствующего или не соответствующего ожиданию: Вот это дождь так дождь! Вот метель так метель! Экспрессивность предложения выражается с помощью так называемого субъективного порядка слов. В предложении, отражающем те или иные эмоции говорящего, наблюдается эмоциональный, инвертированный порядок слов - инверсия-препозиция предикативного компонента, несущего информативную нагрузку: Свет в пещере. (Ср.: В пещере свет… (Пушкин)). Только туман вокруг меня. (Ср.: Я чувствую…, что вокруг меня только туман, обрывы…(Бунин)). Порядок слов при этом выполняет эмфатическую функцию: на первое место выносится то, что эмоционально оказывается более важным (рема). В результате перестановки темы и ремы интонационный центр предложения сдвигается со своего конечного места на начало предложения: Темень на дворе! Метель с утра. Экспрессивность создают и модальные реализации различных типов интонационных конструкций (ИК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, ИК-7): а) высокий уровень восходяще-нисходящего движения тона на гласном центра (в ИК-2) выражает возражение, несогласие: На дворе темень! Рассвет ведь уже. Но на улице метель! б) нисходяще-восходяще-нисходящее движение тона на гласном центра и постцентровой части (в ИК-3) выражает различные оттенки удивления: На улице еще дождь? В доме холодно? Уже рассвет? в) глубокое понижение тона на гласном центра и высокий уровень тона на постцентровой части (в ИК-4) выражает неудовольствие, вызов: Ненастье опять! На улице слякоть! г) наличие двух центров (в ИК-5): на гласном первого центра восходящее движение тона, на гласном второго - нисходящее; уровень тона между центрами выше предцентра и центра - передает иронию при отрицании: Какой это дождь? Какая здесь может быть сырость? д) восходящее движение тона на гласном центра выше предцентра, а уровень тона постцентровой части ниже центра, при этом в конце гласного центра смычка голосовых связок (в ИК-7) выражает пренебрежение или добродушную снисходительность: Хороший дождь! Тишина! Какая там метель!