Новые работы |
---|
Рябкова Н.И.Работа с текстом при формировании коммуникативных |
Современная действительность характеризуется потребностью самосовершенствования, совершенствования умения общаться, и в первую очередь, формирования и развития речевых коммуникативных умений. Наша эпоха отличается, с одной стороны, большими возможностями для речевой коммуникации, речевого самовыражения, а с другой - низким общим (и речевым в том числе) уровнем культуры значительной части носителей русского языка. Второе оказывается особенно очевидным на фоне первого. В последнее время появилось больше возможностей видеть и слышать (особенно в СМИ, в речах политиков, административных деятелей) не только достоинства, но и недостатки речи: информативную избыточность, неполноту высказываний, косноязычие, невнятность, отсутствие логики, глубины рассуждений, неубедительность (в ряде случаев), ненормативность, речевые штампы и так далее.
Причина этого видится в том, что языку как средству общения мы учимся в течение нескольких лет (в школе, вузе и т.д.), а самому использованию этих средств и знаний о них в свободном общении почти не учимся. Особенно небогат у большинства опыт полноценного устного общения, в то время как человек, обладающий коммуникативными умениями, в том числе риторическими, быстрее устанавливает контакт с людьми и чувствует себя увереннее в самых различных ситуациях. Следовательно, основными задачами лингвистического обучения должны стать выработка навыка владения правильной, коммуникативно целесообразной речью в различных ситуациях жизни, развитие умения анализировать устные и письменные высказывания, редактировать текстовые сообщения. Умение оформлять собственные мысли с помощью языковых средств при общении не является результатом специального обучения и в то же время не приходит к человеку случайно, стихийно (Противоположную точку зрения на это высказывают Б.Ц. Бадмаев и А.А. Малышев. См.:1:85). Полноценному общению с помощью языковых средств нужно учить отдельно каждого и в школе, и в вузе, на каждом отдельном занятии. Без систематической работы, направленной на формирование умения создавать связные высказывания по различным вопросам - тексты (поскольку текст является единицей общения), невозможно, на наш взгляд, развитие коммуникативных навыков любого из говорящих. К тому же "текстовая деятельность является средством осуществления какой-то другой деятельности (интеллектуальной или практической)" (4:24). Обучение умению создавать собственные тексты (в устной и письменной формах), формирование коммуникативных умений, должно стать одной из основных задач практических занятий по русскому языку, культуре речи, риторике, литературе. Понятие текста в современной филологии неоднозначно, поскольку само это явление многоаспектно. Мы будем понимать текст как цельное, завершенное по смыслу устное или письменное речевое произведение, состоящее, как правило, из нескольких предложений, связанных между собой семантически и грамматически. Признаками текста являются 1) единство тематическое, 2) смысловое, 3) грамматическое, 4) композиционное единство структурных компонентов, которое отражается с помощью абзацного членения, опорных слов и словосочетаний, связующих компонентов, отражающих причинно-следственные связи между частями текста, 5) завершенность, то есть предметно-смысловая исчерпанность, 6) модальность: а) объективная (отнесенность содержания текста к действительности), б) субъективная (наличие концептуальной позиции автора, его определенного отношения к сообщаемому, основной идеи), 7) коммуникативная целостность, то есть подчиненность всех языковых средств замыслу автора. На занятиях, направленных на формирование коммуникативных умений студентов, в качестве дидактических материалов используются различные виды текстов. Подбор их зависит от целей работы на том или ином занятии. Это могут быть тексты-образцы, модели для создания собственных высказываний и дефектные тексты. Поскольку в основе конкретных речевых произведений лежат общие принципы построения текстов, текст является моделируемой единицей речи. Различные варианты этих моделей представляют так называемые тексты-образцы речевой деятельности. Тексты-образцы должны демонстрировать единство трёх важнейших сторон - коммуникативной (функциональной), смысловой и структурной, показывать разнообразные возможности употребления языковых единиц в речи. В качестве таковых используются в первую очередь художественные (чаще всего событийного плана) и так называемые "учебные" тексты, то есть адаптированные в учебных целях тексты художественных произведений или произведений других стилей, содержащие богатый материал для выполнения тренировочных упражнений и творческих заданий. Например: Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. Находить приметы или самим создавать их - очень увлекательное занятие. Мир примет бесконечно разнообразен. Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах за годом год. Каждую осень встречаешь все тот же огненный куст рябины за Лариным прудом или все ту же зарубку, сделанную тобой на осине. С каждым летом зарубка все сильнее заплывает твердой золотистой смолой.Необходимым качеством подобных текстов должна быть познавательная направленность: тексты-образцы являются источниками информации, знакомят читателя или слушателя с разнообразными явлениями общественной жизни, и в первую очередь, с природными явлениями и явлениями культуры: Такие тексты используются для наблюдения и анализа. Анализ текста может вестись различными путями (См.: Н.А. Плёнкин (3:18 и др.), З.С. Смелкова (4:108-118,149-161)). Но при этом наблюдения языковых фактов должны быть неразрывно связаны с выявлением восприятия и понимания текста. Один из вариантов анализа предполагает выяснение, в первую очередь, общего впечатления, настроения, определения замысла автора, затем - языковой анализ текста: показ особенностей авторского употребления языковых средств - и выявление коммуникативной модели, образца путем сопоставления различных интерпретаций, подходов к одному и тому же тексту. Анализ ведется в форме диалога преподавателя со студентами по тексту, лежащему перед глазами каждого участника диалога, например:
В начале беседы выясняется общее впечатление от прочитанного текста (после первого чтения): а) О чем рассказывается в произведении? б) Кто является автором? в) С какой целью и для кого создано речевое произведение? г) Заинтересовал ли вас текст? Понравился ли? д) Почему автору удалось заинтересовать читателей (слушателей)? Далее в ходе беседы выясняется механизм речевого действия автора при создании текста и этим самым формируется мотивация своей речевой деятельности по данному образцу, модели, выясняется, можно ли взять этот текст в качестве образца для создания собственного устного или письменного высказывания. После этого необходимо остановиться на анализе содержательной стороны текста, определении его тематической и структурной целостности. Провести такой анализ помогут вопросы: во-первых, какова тема текста, во-вторых, как соотносится заглавие с темой текста (если название текста отсутствует, нужно попытаться самим озаглавить текст), в третьих, каковы основные этапы развития событий (или основные моменты в описании): а) как начинается текст? б) как он заканчивается? в) связаны ли между собой начало и окончание текста? г) как соотносятся заглавие текста с его содержанием и особенно с его заключительными словами? В результате такой беседы мы подтверждаем тематическую целостность текста, после чего переходим к анализу тех качеств текста, которые помогают понять замысел автора, - к анализу особенностей композиции, построения текста: 1) Какова композиция текста, его строение: на какие составные части делится текст? 2) Назовите каждую из композиционных частей в тексте. 3) Как, с помощью каких языковых средств, соединяются части (начало, основная часть и концовка - заключительная часть)? 4) Какова главная мысль, объединяющая весь текст? 5) Возможна ли другая концовка? Таким образом, приходим к выводу о структурной целостности текста как одного из средств реализации основной мысли автора, его замысла. Последним этапом является работа, направленная на доказательство коммуникативной целостности текста, то есть выявление неслучайности, обусловленности, предопределенности всех языковых средств, используемых в тексте, замыслом автора. Выявление языковых средств реализации речевого замысла автора, его основной мысли - того, ради чего создается текст, лучше всего проводить с помощью анализа микротем. При этом необходимо, во-первых, актуализировать знания студентов о микротеме, обладающей относительной законченностью, внутренними логическими и грамматическими связями; во-вторых, выявить основные средства графического оформления микротем - абзацев (в письменной речи) и значительных пауз (в устной речи) как композиционно-стилистических средств. Затем с помощью фрагментов текста следует показать, как реализуется речевой замысел автора, какими языковыми средствами (лексическими, семантическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими, интонационными и другими) автор воздействует на читателя, слушателя. Все это позволит углубить понимание текста, его главной мысли каждым читающим индивидуально и в заключение прийти к выводу о том, насколько правильно была понята основная мысль автора, то есть к выводу о соответствии того, что хотел сказать автор, тому, как его понял читатель, слушатель. Еще раз следует подчеркнуть значимость как можно более точного подбора средств языка для осуществления своего коммуникативного намерения, для того, чтобы быть адекватно понятым, поскольку правильное понимание сказанного или написанного является основой успешного общения. Возможен также другой путь анализа текста - начиная с характеристики формы произведения, языковых и ритмических средств, лексико-семантических и грамматических отношений, которые являются средствами выражения той или иной авторской мысли и характера произведения в целом, например, фрагмента из рассказа Л.Н Толстого "Три смерти":
И в том и в другом случае произведение осмысливается в своем идейном и художественном единстве, при этом идет диалог читателя с автором, с текстом, формируется умение понимать произведение или отрывок из него, оценивать их, соотносить со своим взглядом, с современностью, с собственными речевыми возможностями. Выполняя подобную работу, студенты познают не только свои возможности как читателя (вдумчивого, внимательного или поверхностного, невнимательного), но и как исследователя, чтеца, умеющего передать с помощью чтения проникновение в значения слов, оборотов и конструкций, выразить мысли автора, его переживания. В этом им помогают предлагаемые преподавателем рекомендации для подготовки к выразительному чтению произведения: 1. Прочитайте внимательно текст. Определите содержание мысли, чувства, настроения, переживания автора. 2. Определите свое отношение к событиям, описаниям, содержащимся в тексте. Мысленно представьте себе их. 3. Решите, что будете сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова задача вашего чтения). 4. В связи с задачей чтения выберите интонационные средства: тон, темп, место пауз, логических ударений и др. 5. Прочитайте текст сначала для себя вслух. Посмотрите еще раз, со всем ли вы согласны. 6. Прочитайте текст выразительно, не забывая, что произносите его перед слушателями и обращаетесь к ним. Для такой работы берутся в первую очередь тексты художественных произведений классиков русской литературы, которые воспитывают эстетическое отношение к слову. Неоценимо то воздействие на личность учащегося, студента, которое оказывает произведение литературы при формировании нравственных ценностей, выработке мировоззрения молодого человека. Студент при этом становится скорее не объектом, а субъектом обучения речевому общению и жизни - наблюдается активный процесс его саморазвития, самосовершенствования. Необходимым материалом, воспитывающим патриотические чувства, являются краеведческие, этнографические исследования, произведения местных авторов. Прекрасным дидактическим, иллюстративным средством являются пословицы, поговорки, загадки, афоризмы, которые отличаются большой смысловой емкостью при небольших формах, учат о многом говорить кратко: Пустые слова - что орех без ядра. Добраться до ядрышка - добраться до сути. Слово слово родит, а третье само бежит. Не говори наобум, а бери на ум. "Выучить несколько языков - дело одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни" (Вольтер) и др. Таким образом, текстовые образцы используются на занятиях, в первую очередь, как примеры моделирования речевых действий при подготовке к созданию собственных речевых произведений в различных ситуациях общения. Важной при этом оказывается индивидуальность автора: развитость форм эстетического сознания (идеала, вкуса), которые проявляются в оценке тех или иных фактов, явлений, и его речевая культура. Это показывают комплексные риторические анализы научно-популярных статей С. Сметанина из его книги "Лирика для всех. Основы практической поэтики", проведенные студентами - четверокурсниками филологического факультета. При анализе требовалось охарактеризовать жанр текста, его композиционные особенности, виды аргументации, средства её выражения, языковые средства риторики, используемые автором, оценить правильность и выразительность его речи. Приведем пример одного из таких письменных монологических высказываний по поводу текста статьи "Стихи слагаются из слов": Данный текст представляет собой статью из книги "Лирика для всех. Основы практической поэтики" Сергея Сметанина, жанр её определить достаточно трудно, скорее всего, это эссе.Темы собственных сообщений студентов должны быть приближены к реальным жизненным ситуациям и соответствовать интересам молодежи, основному принципу совершенствования речевой деятельности - взаимодействию нравственного, интеллектуального, художественно-эстетического и речевого развития студентов. С большим интересом, например, студенты создают собственные рассуждения по поводу высказываний: 1. "Дружба возможна только между хорошими людьми" (Цицерон.) 2. "Похвально делать то, что подобает, а не то, что дозволяется" (Сенека.) 3. Красива не красавица, а любимая. 4. Бескультурье - стыдно, позорно. 4. Если убивают цвет, процветают бесцветные. 5. Тот остается одиноким, кто ищет друга без недостатков. Основными направлениями совершенствования речевой деятельности студентов должны стать обучение разнообразным видам и жанрам монологических высказываний, организация адекватной речевой деятельности в диалогическом общении в разных речевых ситуациях. С этой целью могут использоваться как воспроизводящие высказывания (вторичные тексты: пересказы, изложения), так и самостоятельные (продуктивные, творческие): сообщения, доклады, рецензии, характеристики, справки, отчеты, обозрения, сочинения, сценарии, репортажи, стихотворения, рассказы, сказки, загадки, монологические высказывания в ситуациях педагогического общения, деловые телефонные диалоги, развернутые ответы на занятиях и т.д. Для многих студентов младших курсов оказывается проблематичным составление устных развернутых ответов на практических занятиях и экзаменах по различным предметам. При формировании этого умения студентам предлагается краткий план риторического анализа развернутого ответа на вопрос, на основе которого составляется отзыв на монологическое высказывание товарища или проводится самоанализ: 1. Содержание ответа: а) Правильно ли понята тема, вопрос преподавателя? б) Рационально ли отобран материал, нет ли мелких, необязательных фактов, деталей, загромождающих высказывание? в) Выделена ли главная мысль? г) Заметно ли отношение автора к тому, о чем он сообщал? Какими средствами он достигал этого? 2. Форма выступления: а) Удачно ли было построено высказывание? б) Удачно ли расположены факты и выводы (доказать это)? в) Достаточно ли богат словарный запас говорящего? г) Каков темп речи, ее эмоциональная окраска? д) Какие недостатки в речи вы заметили? В качестве подготовительных, обучающих упражнений на занятиях по русскому языку, культуре речи, риторике используются следующие: 1) Восстановите в тексте опущенные элементы - слова, словосочетания, предложения: Вот и вернулась к нам весна. Заметно потеплело. Стоят… Как хорошо в лесу в мае! Вокруг… В начале месяца зелени еще мало, но многие цветы и деревья уже… А какие чудесные сережки свисают с … Вокруг них порхают и гудят шмели, пчелы … Голубенький подснежник… Стали появляться и желтые одуванчики… 2) Составьте текст из данных предложений, представленных в неупорядоченном, "рассыпанном", состоянии, расположив их в порядке последовательного изложения мысли: 1. Почти невозможно запомнить какой-нибудь текст, если во время чтения голова занята посторонними мыслями. 2. Когда на память начинают жаловаться учащиеся, люди молодые, невольно возникает вопрос: а интересует ли их изучаемый материал? 3. И наоборот, когда какое-либо сообщение, факт или цифра произвели впечатление, взволновали, обрадовали или огорчили, они врезаются в память иногда на всю жизнь. 4. К тому же, если был пробел в знаниях, значительно труднее выучить новый материал, находящийся в логической связи с тем, что пропущено. 5. Скучные, неинтересные сведения, как правило, запоминаются с трудом. 6. Недаром говорят: "Повторение - мать учения". 7. Итак, старайтесь изучать предмет глубже, и тогда, без сомнения, он вас заинтересует. 8. Материал запоминается гораздо надежнее и прочнее, если в тот же день через какой-то срок посмотреть его еще раз. 9. Приведенные соображения иллюстрируют важную закономерность: нормальная память фиксирует все, что затрагивает чувства человека, а то, что оставляет равнодушным, не запоминается. 10. Тогда, вернувшись к нему перед очередным уроком, вы обнаружите, что многое уже запомнили. 11. Конечно же, память каждого из нас имеет свои особенности. 12. Поэтому одному помогает запомнить те или иные сведения повторение, другому - пересказывание прочитанного, третий лучше воспринимает учебный материал на слух. 13. Задания трудные, требующие особенно большого усилия, следует делать в первую очередь, на свежую голову. 3) Продолжите текст, опираясь на его начало: 1. Мы с другом собрались в далекую поездку и предполагали… 2. По словам Д.Н. Лихачева, "язык человека - это его мировоззрение и его поведение"… 4) Восстановите диалог на основе данных реплик: - Добрый день. Вам звонят из комитета по делам молодежи… 5) Составьте план текста, систему вопросов к нему:
6) Создайте текст на основе плана, тезисов или вопросов к нему: 1. В своей родной стране я хочу говорить по-русски. 7) Напишите небольшой текст по образцу (аннотацию, тезисы, конспект, заявление, резюме, заметку в газету, словарную статью и т.д.). 8) Составьте несколько вариантов текста одного и того же содержания с учетом разных целей, условий и задач общения (объявления, приглашения, поздравления и т.д.). 9) "Сверните" текст (сократите его), исключив подробности, обобщения:
Далеко не у каждого начинающего студента пединститута в достаточной степени сформировано умение, совершая самостоятельную речевую деятельность, свободно и правильно владеть родным языком, создавать тексты различного типа, жанра и стиля. Основными приемами овладения этими умениями и должны стать самоанализ и редактирование. Это предполагает совершенствование умения читать и слушать, вникая в замысел и собственной, и чужой речи, умения не только слушать, но и слышать собеседника; следуя высоким образцам, создавать собственный риторический стиль в устной и письменной форме, подбирать оптимальные средства для выражения мысли. Успешному овладению коммуникативными навыками, формированию собственного риторического стиля способствует и серьезная систематическая работа, включающая анализ не только образцовых текстов художественной речи различных авторов и текстовых моделей речевых действий - высказываний известных ораторов, но и риторический анализ собственных высказываний, а также дефектных текстов. Вот несколько видов заданий, предполагающих такого рода аналитическую деятельность студентов: 1) Исключите из текста части, не соответствующие его теме и жанру: Права и обязанности человека неразрывно связаны. Честность, искренность, работоспособность, доброта - вот далеко не полный перечень его достоинств. Чтобы гарантировать законом право на образование, право на труд и выбор профессии, право на отдых, охрану здоровья и обеспечение в старости, право на жильё и на достойную жизнь народа, нужно создать мощную промышленность, возродить сельское хозяйство, снабдив его машинами и удобрениями, развить науку и культуру, использовать огромные богатства недр на благо всего народа. Чтобы воздать почести, обессмертить деяния, увековечить славу героев, люди учредили праздники. Могущество и процветание нашей Родины - это главная гарантия прав человека, гарантия безопасности нашего общества. 2) Подобрав синонимы (с целью избежания повторов, соблюдения стилистического единства, более точной передачи содержания), исправьте текст:
3) Измените вступительную часть текста, использовав один из возможных вариантов начала разговора учителя с приглашенным для беседы родителем: Здравствуйте! Валентина Ивановна, я пригласил Вас, чтобы обсудить поведение Вашего сына Александра. На уроках он ведет себя плохо, отказывается отвечать на мои вопросы, на уроки опаздывает на 10-20 минут. Наверное, в семье у Вас плохая обстановка, если он так себя ведет?… (Вахонин В., 872 гр. СурГПИ). 4) Дополните размышления автора, предложите свой вариант завершающей части текста (совет читателю, собственные выводы и т.д.): Слово. Что это такое? Что оно может, такое разное? Иногда можно одним словом выразить все, что накопилось за многие годы… 5) Отредактируйте предложения и текст в целом: определите речевые, логические ошибки, исправьте их. 6) Подберите тексты со стилистическим заданием (речевыми неточностями, грамматической неправильностью, алогизмами и т.д.). При формировании коммуникативных умений студентов важной является комплексная работа с текстом, способствующая творческому восприятию окружающего, развитию образного мышления и языковой интуиции.
Литература:
|