Новые работы

Рябкова Н.И.

Работа с текстом при формировании коммуникативных
умений студентов

Современная действительность характеризуется потребностью самосовершенствования, совершенствования умения общаться, и в первую очередь, формирования и развития речевых коммуникативных умений. Наша эпоха отличается, с одной стороны, большими возможностями для речевой коммуникации, речевого самовыражения, а с другой - низким общим (и речевым в том числе) уровнем культуры значительной части носителей русского языка. Второе оказывается особенно очевидным на фоне первого. В последнее время появилось больше возможностей видеть и слышать (особенно в СМИ, в речах политиков, административных деятелей) не только достоинства, но и недостатки речи: информативную избыточность, неполноту высказываний, косноязычие, невнятность, отсутствие логики, глубины рассуждений, неубедительность (в ряде случаев), ненормативность, речевые штампы и так далее.

Причина этого видится в том, что языку как средству общения мы учимся в течение нескольких лет (в школе, вузе и т.д.), а самому использованию этих средств и знаний о них в свободном общении почти не учимся. Особенно небогат у большинства опыт полноценного устного общения, в то время как человек, обладающий коммуникативными умениями, в том числе риторическими, быстрее устанавливает контакт с людьми и чувствует себя увереннее в самых различных ситуациях.

Следовательно, основными задачами лингвистического обучения должны стать выработка навыка владения правильной, коммуникативно целесообразной речью в различных ситуациях жизни, развитие умения анализировать устные и письменные высказывания, редактировать текстовые сообщения.

Умение оформлять собственные мысли с помощью языковых средств при общении не является результатом специального обучения и в то же время не приходит к человеку случайно, стихийно (Противоположную точку зрения на это высказывают Б.Ц. Бадмаев и А.А. Малышев. См.:1:85). Полноценному общению с помощью языковых средств нужно учить отдельно каждого и в школе, и в вузе, на каждом отдельном занятии. Без систематической работы, направленной на формирование умения создавать связные высказывания по различным вопросам - тексты (поскольку текст является единицей общения), невозможно, на наш взгляд, развитие коммуникативных навыков любого из говорящих. К тому же "текстовая деятельность является средством осуществления какой-то другой деятельности (интеллектуальной или практической)" (4:24). Обучение умению создавать собственные тексты (в устной и письменной формах), формирование коммуникативных умений, должно стать одной из основных задач практических занятий по русскому языку, культуре речи, риторике, литературе.

Понятие текста в современной филологии неоднозначно, поскольку само это явление многоаспектно. Мы будем понимать текст как цельное, завершенное по смыслу устное или письменное речевое произведение, состоящее, как правило, из нескольких предложений, связанных между собой семантически и грамматически. Признаками текста являются 1) единство тематическое, 2) смысловое, 3) грамматическое, 4) композиционное единство структурных компонентов, которое отражается с помощью абзацного членения, опорных слов и словосочетаний, связующих компонентов, отражающих причинно-следственные связи между частями текста, 5) завершенность, то есть предметно-смысловая исчерпанность, 6) модальность: а) объективная (отнесенность содержания текста к действительности), б) субъективная (наличие концептуальной позиции автора, его определенного отношения к сообщаемому, основной идеи), 7) коммуникативная целостность, то есть подчиненность всех языковых средств замыслу автора.

На занятиях, направленных на формирование коммуникативных умений студентов, в качестве дидактических материалов используются различные виды текстов. Подбор их зависит от целей работы на том или ином занятии. Это могут быть тексты-образцы, модели для создания собственных высказываний и дефектные тексты.

Поскольку в основе конкретных речевых произведений лежат общие принципы построения текстов, текст является моделируемой единицей речи. Различные варианты этих моделей представляют так называемые тексты-образцы речевой деятельности. Тексты-образцы должны демонстрировать единство трёх важнейших сторон - коммуникативной (функциональной), смысловой и структурной, показывать разнообразные возможности употребления языковых единиц в речи. В качестве таковых используются в первую очередь художественные (чаще всего событийного плана) и так называемые "учебные" тексты, то есть адаптированные в учебных целях тексты художественных произведений или произведений других стилей, содержащие богатый материал для выполнения тренировочных упражнений и творческих заданий. Например:

Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. Находить приметы или самим создавать их - очень увлекательное занятие. Мир примет бесконечно разнообразен. Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах за годом год. Каждую осень встречаешь все тот же огненный куст рябины за Лариным прудом или все ту же зарубку, сделанную тобой на осине. С каждым летом зарубка все сильнее заплывает твердой золотистой смолой.

Приметы на дорогах - это не главные приметы. Настоящими приметами считаются те, которые определяют погоду и время. Они связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного неба.

В приметах заключено много точного знания и поэзии. Самая простая примета - это дым костра. То он подымается столбом к небу, спокойно струится вверх, выше самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется еще и знание завтрашней погоды.

Глядя на дым, можно определенно сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня солнце подымется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звезд. И чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.

Это все несложные приметы. Но есть приметы сложные и точные. Иногда небо вдруг кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким, до горизонта как будто не больше километра. Это признак будущей ясной погоды. (По К. Паустовскому).


Из речи на I съезде народных депутатов СССР Д.С. Лихачева

Уважаемые товарищи депутаты! Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране, и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучил предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова "культура". На самом Съезде слово "культура" было проходным образом произнесено только на третий день.

Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют и социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты "строек века" и так далее.

Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны. Незнание элементарной формальной логики, элементов права, отсутствие воспитанного культурой общественного такта отрицательно сказывается даже на работе нашего съезда. Я думаю, это не надо пояснять.

К сожалению, в отношении культуры действует еще остаточный принцип. Об этом свидетельствует даже Академия наук, где гуманитарной культуре отведено последнее место. Посмотрите справочник Академии наук. Места русской культуре в нем почти нет.

О крайне низком состоянии культуры в нашей стране свидетельствует, во-первых, состояние памятников культуры и истории. Во-вторых, это состояние библиотек и архивов. В-третьих, состояние музеев, состояние образования.

Необходимым качеством подобных текстов должна быть познавательная направленность: тексты-образцы являются источниками информации, знакомят читателя или слушателя с разнообразными явлениями общественной жизни, и в первую очередь, с природными явлениями и явлениями культуры:

Задумывался ли ты над своими взаимоотношениями с окружающей средой?

Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, правила хорошего тона. Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру современного человека. Придерживаясь их, человек ведет себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице и дома. Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила.

Лес - очень ранимое существо, и правила поведения в нем должны быть строгими.

Задумывался ли ты когда-нибудь, что такое бумажка, небрежно брошенная в лесу? Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадется на составные компоненты, которые природа сможет "переварить" и усвоить без вреда для себя. Металлическая консервная банка должна пролежать пятнадцать-двадцать лет.

А ведь сколько людей не задумываются об этом, оставляя после себя в лесу кучи хлама. Мусор накапливается из года в год, образуя "культурный слой". Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов, населяющих почву, а значит, и естественные процессы, происходящие в ней. Это приводит к изменению растительности, что в свою очередь уже сказывается на нас, людях.

Происходят и другие, не менее печальные события.

Время, в которое мы живем, предъявляет к нам свои требования. Одно из них - бережное отношение к природе. Культурным, воспитанным, образованным человеком ныне может считаться тот, кто умеет соблюдать "правила хорошего тона" по отношению к природе. Отношение к природе - алмаз, которым проверяется современный человек, гражданин.

Такие тексты используются для наблюдения и анализа. Анализ текста может вестись различными путями (См.: Н.А. Плёнкин (3:18 и др.), З.С. Смелкова (4:108-118,149-161)). Но при этом наблюдения языковых фактов должны быть неразрывно связаны с выявлением восприятия и понимания текста. Один из вариантов анализа предполагает выяснение, в первую очередь, общего впечатления, настроения, определения замысла автора, затем - языковой анализ текста: показ особенностей авторского употребления языковых средств - и выявление коммуникативной модели, образца путем сопоставления различных интерпретаций, подходов к одному и тому же тексту.

Анализ ведется в форме диалога преподавателя со студентами по тексту, лежащему перед глазами каждого участника диалога, например:

Преданность, идущая до конца!
Собака - это преданность, идущая до конца, преданность, не знающая никаких компромиссов, преданность до последнего вздоха.

Существо, которое мы нередко кличем самым незатейливым именем, Жучкой или Шавкой, - живое олицетворение преданности долгу.

Вот несколько эпизодов, доказывающих это.

Фрам был вожаком упряжки, любимой собакой Георгия Седова, выдающегося русского географа, путешественника, стремившегося со скудными средствами, выделенными царской Россией, достичь Северного полюса. Седов не перенес тягот похода, заболел и умер. Товарищи похоронили его на острове Рудольфа, в безмолвной полярной пустыне. И там же остался Фрам. Остался добровольно. Не захотел расстаться с могилой хозяина. Его ловили, но он убегал и вновь возвращался на могилу. И, уходя, люди еще долго слышали надрывный, протяжный плач Фрама.

Сеттера Сильву, принадлежавшую советским людям, гитлеровцы "конфисковали" и увели, хозяев заточили в концлагерь. Как жилось заключенным в фашистских лагерях, известно. Среди заключенных был ребенок, сынишка хозяев Сильвы. Ему первому грозила гибель от истощения и холода. Но вот однажды ночью людей разбудило тихое повизгивание. Кто-то тыкался влажным носом, лизал, радостно повизгивал… Сильва! Она была неимоверно тоща, на шее болтался обрывок веревки. Она убежала от фашистов, перегрызла веревку, проделала подкоп под колючей проволокой, обносившей лагерь, и пришла. Как она отыскала хозяйский след, ее тайна. Мало того, что она пришла, она еще притащила с собой кость с остатками мяса. Принесла и положила у ног хозяина. Эта кость и извлеченный из нее сладкий жирный мозг буквально вернули жизнь ребёнку. После этого Сильва исчезла, но она еще несколько раз приходила ночью и каждый раз приносила что-нибудь съестное: картофелину, сырую морковку. А потом ушла и больше не пришла: видимо, фашистская пуля оборвала цепь ее благородных поступков.

Собака очень тонко ощущает добро, сделанное ей, и никогда не ошибается в человеке, оказывая знаки внимания в первую очередь достойнейшему. (По Б. Рябинину).

В начале беседы выясняется общее впечатление от прочитанного текста (после первого чтения): а) О чем рассказывается в произведении? б) Кто является автором? в) С какой целью и для кого создано речевое произведение? г) Заинтересовал ли вас текст? Понравился ли? д) Почему автору удалось заинтересовать читателей (слушателей)?

Далее в ходе беседы выясняется механизм речевого действия автора при создании текста и этим самым формируется мотивация своей речевой деятельности по данному образцу, модели, выясняется, можно ли взять этот текст в качестве образца для создания собственного устного или письменного высказывания.

После этого необходимо остановиться на анализе содержательной стороны текста, определении его тематической и структурной целостности. Провести такой анализ помогут вопросы: во-первых, какова тема текста, во-вторых, как соотносится заглавие с темой текста (если название текста отсутствует, нужно попытаться самим озаглавить текст), в третьих, каковы основные этапы развития событий (или основные моменты в описании): а) как начинается текст? б) как он заканчивается? в) связаны ли между собой начало и окончание текста? г) как соотносятся заглавие текста с его содержанием и особенно с его заключительными словами?

В результате такой беседы мы подтверждаем тематическую целостность текста, после чего переходим к анализу тех качеств текста, которые помогают понять замысел автора, - к анализу особенностей композиции, построения текста: 1) Какова композиция текста, его строение: на какие составные части делится текст? 2) Назовите каждую из композиционных частей в тексте. 3) Как, с помощью каких языковых средств, соединяются части (начало, основная часть и концовка - заключительная часть)? 4) Какова главная мысль, объединяющая весь текст? 5) Возможна ли другая концовка? Таким образом, приходим к выводу о структурной целостности текста как одного из средств реализации основной мысли автора, его замысла.

Последним этапом является работа, направленная на доказательство коммуникативной целостности текста, то есть выявление неслучайности, обусловленности, предопределенности всех языковых средств, используемых в тексте, замыслом автора.

Выявление языковых средств реализации речевого замысла автора, его основной мысли - того, ради чего создается текст, лучше всего проводить с помощью анализа микротем. При этом необходимо, во-первых, актуализировать знания студентов о микротеме, обладающей относительной законченностью, внутренними логическими и грамматическими связями; во-вторых, выявить основные средства графического оформления микротем - абзацев (в письменной речи) и значительных пауз (в устной речи) как композиционно-стилистических средств. Затем с помощью фрагментов текста следует показать, как реализуется речевой замысел автора, какими языковыми средствами (лексическими, семантическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими, интонационными и другими) автор воздействует на читателя, слушателя.

Все это позволит углубить понимание текста, его главной мысли каждым читающим индивидуально и в заключение прийти к выводу о том, насколько правильно была понята основная мысль автора, то есть к выводу о соответствии того, что хотел сказать автор, тому, как его понял читатель, слушатель. Еще раз следует подчеркнуть значимость как можно более точного подбора средств языка для осуществления своего коммуникативного намерения, для того, чтобы быть адекватно понятым, поскольку правильное понимание сказанного или написанного является основой успешного общения.

Возможен также другой путь анализа текста - начиная с характеристики формы произведения, языковых и ритмических средств, лексико-семантических и грамматических отношений, которые являются средствами выражения той или иной авторской мысли и характера произведения в целом, например, фрагмента из рассказа Л.Н Толстого "Три смерти":

Одна черемуха выросла на дорожке орешника и заглушила лещиновые кусты. Долго думал я, рубить или не рубить; мне жаль было. Черемуха эта росла не кустом, а деревом, вершка три в отрубе и сажени четыре в вышину, вся развилистая, кудрявая и вся осыпанная ярким, белым, душистым цветом. Издалека слышен был ее запах. Я бы не срубил ее, да один из работников (я ему прежде сказал вырубить всю черемуху) без меня начал рубить ее. Когда я пришел, он уже врубился в неё вершка на два, и сок так и хлюпал под топором, когда он попадал в прежнюю тяпку. "Нечего делать, видно, судьба", - подумал я, взял сам топор и начал рубить вместе с мужиком. Всякую работу весело работать; весело и рубить. Весело наискось глубоко всадить топор и потом напрямик подсечь подкошенное и дальше, дальше врубаться в дерево. Я совсем забыл о черемухе и только думал о том, как бы свалить ее. Когда я запыхался, я положил топор, уперся с мужиком в дерево и пытался свалить его Мы качнули: дерево задрожало листьями, и на нас закапало с него росой, и посыпались белые, душистые лепестки цветов. В то же время точно вскрикнуло что-то в середине дерева; мы налегли, и как будто заплакало-затрещало в середине, и дерево свалилось. Оно разодралось у надруба и, покачиваясь, легло сучьями и цветами на траву. Подрожали ветки и цветы после падения и остановились. - "Эх, штука-то важная", - сказал мужик.

И в том и в другом случае произведение осмысливается в своем идейном и художественном единстве, при этом идет диалог читателя с автором, с текстом, формируется умение понимать произведение или отрывок из него, оценивать их, соотносить со своим взглядом, с современностью, с собственными речевыми возможностями.

Выполняя подобную работу, студенты познают не только свои возможности как читателя (вдумчивого, внимательного или поверхностного, невнимательного), но и как исследователя, чтеца, умеющего передать с помощью чтения проникновение в значения слов, оборотов и конструкций, выразить мысли автора, его переживания. В этом им помогают предлагаемые преподавателем рекомендации для подготовки к выразительному чтению произведения: 1. Прочитайте внимательно текст. Определите содержание мысли, чувства, настроения, переживания автора. 2. Определите свое отношение к событиям, описаниям, содержащимся в тексте. Мысленно представьте себе их. 3. Решите, что будете сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова задача вашего чтения). 4. В связи с задачей чтения выберите интонационные средства: тон, темп, место пауз, логических ударений и др. 5. Прочитайте текст сначала для себя вслух. Посмотрите еще раз, со всем ли вы согласны. 6. Прочитайте текст выразительно, не забывая, что произносите его перед слушателями и обращаетесь к ним.

Для такой работы берутся в первую очередь тексты художественных произведений классиков русской литературы, которые воспитывают эстетическое отношение к слову. Неоценимо то воздействие на личность учащегося, студента, которое оказывает произведение литературы при формировании нравственных ценностей, выработке мировоззрения молодого человека. Студент при этом становится скорее не объектом, а субъектом обучения речевому общению и жизни - наблюдается активный процесс его саморазвития, самосовершенствования.

Необходимым материалом, воспитывающим патриотические чувства, являются краеведческие, этнографические исследования, произведения местных авторов. Прекрасным дидактическим, иллюстративным средством являются пословицы, поговорки, загадки, афоризмы, которые отличаются большой смысловой емкостью при небольших формах, учат о многом говорить кратко: Пустые слова - что орех без ядра. Добраться до ядрышка - добраться до сути. Слово слово родит, а третье само бежит. Не говори наобум, а бери на ум. "Выучить несколько языков - дело одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни" (Вольтер) и др.

Таким образом, текстовые образцы используются на занятиях, в первую очередь, как примеры моделирования речевых действий при подготовке к созданию собственных речевых произведений в различных ситуациях общения. Важной при этом оказывается индивидуальность автора: развитость форм эстетического сознания (идеала, вкуса), которые проявляются в оценке тех или иных фактов, явлений, и его речевая культура. Это показывают комплексные риторические анализы научно-популярных статей С. Сметанина из его книги "Лирика для всех. Основы практической поэтики", проведенные студентами - четверокурсниками филологического факультета. При анализе требовалось охарактеризовать жанр текста, его композиционные особенности, виды аргументации, средства её выражения, языковые средства риторики, используемые автором, оценить правильность и выразительность его речи. Приведем пример одного из таких письменных монологических высказываний по поводу текста статьи "Стихи слагаются из слов":

Данный текст представляет собой статью из книги "Лирика для всех. Основы практической поэтики" Сергея Сметанина, жанр её определить достаточно трудно, скорее всего, это эссе.

Вступительная часть текста и тема подготавливает к восприятию основного материала, она достаточно неожиданна и оригинальна. Первая фраза афористична и заставляет задуматься над авторской мыслью: "Стихотворение - сильнодействующее средство общения". Затем (после противительного союза "но": "... но как бы ни разнились формы и цели стихотворения, вся поэзия состоит из одного материала. Материал этот - слово.") автор возвращает нас к названию эссе, формулируя тему и цель его написания ("Что делает их [обыкновенные слова] гениальными?"). Ответ на этот вопрос содержится в основной части. Автор пробуждает в читателе любопытство с помощью интригующего отступления.

Основная часть имеет цепную структуру: тезис - его аргументация. Между тезисами очень часты лирические отступления, что характерно для эссе, организованные также с помощью цепной связи: речь сначала идет о неопытных поэтах, потом - о их ошибках, и плавно перетекает в советы о развитии поэтического слуха, которое [развитие] прямо соотносится с умением чувствовать метрическую основу произведения, что и является главной темой текста. Основная часть содержит в себе иллюстрации - схему, которая удачна и уместна в связи с темой эссе, а также отрывки из стихотворений русских поэтов. Таким образом, основная часть содержит в себе ответ на поставленный во вводной части вопрос о метрической системе стихотворения и ее важности - это главная мысль, которая последовательно развертывается в тексте.

Заключительная часть содержит вывод о значении и особенности метрической формы лирики, а также установку читателям, начинающим поэтам на зрелое авторское отношение к построению стихотворения и свободу выбора. Даже делая заключение, автор оставляет вопрос открытым, позволяя читателям согласиться или нет с его точкой зрения. Композиция текста продумана и органична, каждая из трех частей выполняет свои функции и имеет тесную связь с остальными.

Анализ правильности и выразительности речи показал, что текст написан литературным языком, с учетом стилистических особенностей данного жанра. Но стоит отметить, что некоторые слова "выбиваются" из общего контекста, не являются уместными в литературной речи или в данном стиле: "альфонсы" (уместнее "возлюбленные" или "влюбленные"), "перезвяк", "частенько" - особенно находясь рядом со словами "гениальность", "шедевр", "волшебство", "образец красноречия, напевности, звуковой ясности и чистоты".

Сам текст характеризуется индивидуальностью автора (опора на личный опыт, чувства, повествование от авторского "я"), эмоциональностью (ощущения, размышления, пожелания), богатством интонаций (восхищение, сожаление), ясностью и понятностью (в тексте содержатся термины, которые разъясняются и конкретизируются с помощью примеров).

Авторская речь богата лексическими, интонационными средствами, она ясна и понятна любому читателю, эмоциональна и выразительна. (Руднева О., 981гр. СурГПИ).

Темы собственных сообщений студентов должны быть приближены к реальным жизненным ситуациям и соответствовать интересам молодежи, основному принципу совершенствования речевой деятельности - взаимодействию нравственного, интеллектуального, художественно-эстетического и речевого развития студентов. С большим интересом, например, студенты создают собственные рассуждения по поводу высказываний: 1. "Дружба возможна только между хорошими людьми" (Цицерон.) 2. "Похвально делать то, что подобает, а не то, что дозволяется" (Сенека.) 3. Красива не красавица, а любимая. 4. Бескультурье - стыдно, позорно. 4. Если убивают цвет, процветают бесцветные. 5. Тот остается одиноким, кто ищет друга без недостатков.

Основными направлениями совершенствования речевой деятельности студентов должны стать обучение разнообразным видам и жанрам монологических высказываний, организация адекватной речевой деятельности в диалогическом общении в разных речевых ситуациях. С этой целью могут использоваться как воспроизводящие высказывания (вторичные тексты: пересказы, изложения), так и самостоятельные (продуктивные, творческие): сообщения, доклады, рецензии, характеристики, справки, отчеты, обозрения, сочинения, сценарии, репортажи, стихотворения, рассказы, сказки, загадки, монологические высказывания в ситуациях педагогического общения, деловые телефонные диалоги, развернутые ответы на занятиях и т.д. Для многих студентов младших курсов оказывается проблематичным составление устных развернутых ответов на практических занятиях и экзаменах по различным предметам. При формировании этого умения студентам предлагается краткий план риторического анализа развернутого ответа на вопрос, на основе которого составляется отзыв на монологическое высказывание товарища или проводится самоанализ: 1. Содержание ответа: а) Правильно ли понята тема, вопрос преподавателя? б) Рационально ли отобран материал, нет ли мелких, необязательных фактов, деталей, загромождающих высказывание? в) Выделена ли главная мысль? г) Заметно ли отношение автора к тому, о чем он сообщал? Какими средствами он достигал этого? 2. Форма выступления: а) Удачно ли было построено высказывание? б) Удачно ли расположены факты и выводы (доказать это)? в) Достаточно ли богат словарный запас говорящего? г) Каков темп речи, ее эмоциональная окраска? д) Какие недостатки в речи вы заметили?

В качестве подготовительных, обучающих упражнений на занятиях по русскому языку, культуре речи, риторике используются следующие:

1) Восстановите в тексте опущенные элементы - слова, словосочетания, предложения:

Вот и вернулась к нам весна. Заметно потеплело. Стоят… Как хорошо в лесу в мае! Вокруг… В начале месяца зелени еще мало, но многие цветы и деревья уже… А какие чудесные сережки свисают с … Вокруг них порхают и гудят шмели, пчелы … Голубенький подснежник… Стали появляться и желтые одуванчики…

2) Составьте текст из данных предложений, представленных в неупорядоченном, "рассыпанном", состоянии, расположив их в порядке последовательного изложения мысли:

1. Почти невозможно запомнить какой-нибудь текст, если во время чтения голова занята посторонними мыслями. 2. Когда на память начинают жаловаться учащиеся, люди молодые, невольно возникает вопрос: а интересует ли их изучаемый материал? 3. И наоборот, когда какое-либо сообщение, факт или цифра произвели впечатление, взволновали, обрадовали или огорчили, они врезаются в память иногда на всю жизнь. 4. К тому же, если был пробел в знаниях, значительно труднее выучить новый материал, находящийся в логической связи с тем, что пропущено. 5. Скучные, неинтересные сведения, как правило, запоминаются с трудом. 6. Недаром говорят: "Повторение - мать учения". 7. Итак, старайтесь изучать предмет глубже, и тогда, без сомнения, он вас заинтересует. 8. Материал запоминается гораздо надежнее и прочнее, если в тот же день через какой-то срок посмотреть его еще раз. 9. Приведенные соображения иллюстрируют важную закономерность: нормальная память фиксирует все, что затрагивает чувства человека, а то, что оставляет равнодушным, не запоминается. 10. Тогда, вернувшись к нему перед очередным уроком, вы обнаружите, что многое уже запомнили. 11. Конечно же, память каждого из нас имеет свои особенности. 12. Поэтому одному помогает запомнить те или иные сведения повторение, другому - пересказывание прочитанного, третий лучше воспринимает учебный материал на слух. 13. Задания трудные, требующие особенно большого усилия, следует делать в первую очередь, на свежую голову.

3) Продолжите текст, опираясь на его начало:

1. Мы с другом собрались в далекую поездку и предполагали… 2. По словам Д.Н. Лихачева, "язык человека - это его мировоззрение и его поведение"…

4) Восстановите диалог на основе данных реплик:

- Добрый день. Вам звонят из комитета по делам молодежи…

- Здравствуйте…

5) Составьте план текста, систему вопросов к нему:

Уголок отдохновения
На душе одиноко и тоскливо. Хочется убежать от шумных улиц города, суеты дорог. Отправляешься на поиски того спасительного пристанища, которое так необходимо, чтобы побыть наедине с собой, со своими мыслями, разобраться в себе. И в этот момент вспоминаешь о тихом, спокойном уголке нашего города - парке. Скорее спешишь на автобус, мчащийся в том направлении, и с нетерпением ждешь долгожданной встречи. Я люблю гулять в этом парке, видеть, как он меняется вместе с временами года.

Осень. На аллее медленно падают листья и сметаются во все канавки и впадины дорожек. Скоро земля застынет и в морозном воздухе запорхают первые снежинки. Деревья, тронутые первыми утренними заморозками, убраны пышной желтизной. Бывают еще теплые дни, но в воздухе уже нет летней ласкающей теплоты - в нем холодная прозрачность и печальная тишина.

Зимой парк напоминает царство сна и спокойствия. Все побелело, покрылось свежим, пухлым слоем молодого снега. Ветки деревьев, все осыпанные блестящим белым инеем, пригнулись книзу под его тяжестью. На ветках елей, распушившись, сидят снегири. В свежем морозном воздухе царит зимняя мягкость и тишина. Здесь можно встретить ребят, которые, воспользовавшись хорошей погодой, весело играют в снежки; девушку, которая гуляет со своей собакой, и женщину, задумчиво проходящую по парку.

С приходом весны парк наполняется весенним звоном. В аллее слышно неумолкаемое чириканье птиц. Они устраивают гнезда и важно ходят по парку, выбирая хворостинки и сухие прошлогодние листья. Из чащи парка уже бежит прозрачный ручеек последней талой воды. Теплый ветер обдувает надувшиеся почки берез, а над вершинами деревьев ярко синеют весенние небеса с бегущими под ними белыми облаками. В это время года парк пользуется большой популярностью. Люди, уставшие от холодов, с удовольствием приходят в парк понежить себя весенним теплом и насладиться ароматом деревьев.

Лето - самая долгожданная пора для всех. Деревья окончательно проснулись ото сна, птицы, как гостеприимные хозяева парка, встречают его посетителей веселым пением. Земля покрыта густой травой, от которой исходит приятный запах свежести. Сквозь густую, перепутанную зелень деревьев просвечивает голубое небо. Летом в парке находишь спасительную прохладу в тени деревьев.

Если у вас появилась свободная минутка, то я советую вам посетить парк, где вы сможете насладиться чарующей красотой природы. (Сидоренко М., 981 гр. СурГПИ).

6) Создайте текст на основе плана, тезисов или вопросов к нему:

1. В своей родной стране я хочу говорить по-русски.

2.Сегодня в моей стране многие предпочитают в своей речи использовать "американизмы".

3. Причины этого я вижу в том,...

4. Я не против обогащения родного языка заимствованиями, но против вытеснения русских слов и выражений "американизмами".

7) Напишите небольшой текст по образцу (аннотацию, тезисы, конспект, заявление, резюме, заметку в газету, словарную статью и т.д.).

8) Составьте несколько вариантов текста одного и того же содержания с учетом разных целей, условий и задач общения (объявления, приглашения, поздравления и т.д.).

9) "Сверните" текст (сократите его), исключив подробности, обобщения:

Твой долг
"Чем ценна моя жизнь, что сделал я для людей?" - когда-нибудь спросит себя каждый из нас. Построил дом, самолет. Вырастил сад. И к бесчисленному перечню больших и малых дел, которые совершают люди, тысячи из них прибавят: "Я вырастил, воспитал человека". Первое лицо, которое склонялось над тобой, наш молодой читатель, - это лицо матери. Первое слово, которое ты по-своему, по-детски произнес, было слово "мама". Она радовалась всему доброму, прекрасному в тебе и смотрела с укором, когда с языка твоего срывалась ложь, когда ты был несправедлив и несдержан. Она была твоей опорой, твоей силой, твоей совестью.

Много прекрасных книг написано о матерях, красивые и мудрые сложили о них сказки: нет меры силе материнской любви.

Гордость за детей будет наградой родителям, если ростки, выхоженные ими, попали на благодатную почву. И горько сожмется сердце, поняв, что вскормила мать холодного эгоиста, черствого, пустого человека.

Нет у нас университетов, выпускающих хороших людей. Наш университет - это жизнь. В ней, как в неиссякаемом источнике, черпаем мы силу и любовь, мужество и нежность.

Забота о родителях - неотъемлемое качество настоящего человека. Пусть каждый, кто знает счастье произносить дорогие слова "отец" или "мать", спросит себя: "Такой ли я, каким хотели видеть меня, всё ли я сделал, чтобы спокойна была осень их жизни?".

Далеко не у каждого начинающего студента пединститута в достаточной степени сформировано умение, совершая самостоятельную речевую деятельность, свободно и правильно владеть родным языком, создавать тексты различного типа, жанра и стиля. Основными приемами овладения этими умениями и должны стать самоанализ и редактирование. Это предполагает совершенствование умения читать и слушать, вникая в замысел и собственной, и чужой речи, умения не только слушать, но и слышать собеседника; следуя высоким образцам, создавать собственный риторический стиль в устной и письменной форме, подбирать оптимальные средства для выражения мысли.

Успешному овладению коммуникативными навыками, формированию собственного риторического стиля способствует и серьезная систематическая работа, включающая анализ не только образцовых текстов художественной речи различных авторов и текстовых моделей речевых действий - высказываний известных ораторов, но и риторический анализ собственных высказываний, а также дефектных текстов. Вот несколько видов заданий, предполагающих такого рода аналитическую деятельность студентов:

1) Исключите из текста части, не соответствующие его теме и жанру:

Права и обязанности человека неразрывно связаны. Честность, искренность, работоспособность, доброта - вот далеко не полный перечень его достоинств. Чтобы гарантировать законом право на образование, право на труд и выбор профессии, право на отдых, охрану здоровья и обеспечение в старости, право на жильё и на достойную жизнь народа, нужно создать мощную промышленность, возродить сельское хозяйство, снабдив его машинами и удобрениями, развить науку и культуру, использовать огромные богатства недр на благо всего народа. Чтобы воздать почести, обессмертить деяния, увековечить славу героев, люди учредили праздники. Могущество и процветание нашей Родины - это главная гарантия прав человека, гарантия безопасности нашего общества.

2) Подобрав синонимы (с целью избежания повторов, соблюдения стилистического единства, более точной передачи содержания), исправьте текст:

Весна
Наступила весна, и все деревья проснулись после долгой зимы. В эти теплые весенние дни не хочется сидеть дома, а хочется гулять. Я очень люблю весну, так как весной у меня всегда очень хорошее настроение. Для меня весна - это пора чего-то нового, неожиданного. Мне нравится первый весенний дождь, он кажется мне необычным после долгой зимы. Я люблю гулять в теплые вечера вместе со своими друзьями. Нам не хочется идти домой, а хочется подолгу гулять по вечернему городу. Еще мне очень нравится, когда весной на улице дует теплый спокойный и свежий ветер, когда ярко светит солнце и вокруг распускаются деревья и зеленеет трава. Весна - это мое любимое время года. (Ю.Х., 221гр. СурГПИ).

3) Измените вступительную часть текста, использовав один из возможных вариантов начала разговора учителя с приглашенным для беседы родителем:

Здравствуйте! Валентина Ивановна, я пригласил Вас, чтобы обсудить поведение Вашего сына Александра. На уроках он ведет себя плохо, отказывается отвечать на мои вопросы, на уроки опаздывает на 10-20 минут. Наверное, в семье у Вас плохая обстановка, если он так себя ведет?… (Вахонин В., 872 гр. СурГПИ).

4) Дополните размышления автора, предложите свой вариант завершающей части текста (совет читателю, собственные выводы и т.д.):

Слово. Что это такое? Что оно может, такое разное? Иногда можно одним словом выразить все, что накопилось за многие годы…

Но что же происходит с нашими словами, почему они так изменились в последние годы? Почему в нашу речь все больше входит слов жаргонных? Что это: возможность самовыразиться, может быть, протест против того, как принято говорить? Скорее всего, возможность самоутвердиться. Так ли необходим молодежный жаргон (сленг)?… (Конарева О.,871 гр. СурГПИ).

5) Отредактируйте предложения и текст в целом: определите речевые, логические ошибки, исправьте их.

6) Подберите тексты со стилистическим заданием (речевыми неточностями, грамматической неправильностью, алогизмами и т.д.).

При формировании коммуникативных умений студентов важной является комплексная работа с текстом, способствующая творческому восприятию окружающего, развитию образного мышления и языковой интуиции.

Литература:
1. Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. - М., 1994.
2. Ипполитова Н.А., Текст в системе обучения русскому языку в школе. - М., 1998.
3. Плёнкин Н.А. Изложения с языковым разбором текста. - М., 1988.
4. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. - М., 1999.





Hosted by uCoz